МОУ ОШ № 8 г. Фурманова
г. Фурманов Ивановской области
  • Объединение дополнительного образования "Робототехника"
    Объединение дополнительного образования "Робототехника"
    0 0000
    26 декабря 2024

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    основная школа № 8 города Фурманова

    Принято

       Утверждено

                На заседании

    педагогического совета

    Директор школы:

    Беляев С. В.

                Протокол №     от           г

    Приказ №    от    г

    Дополнительная  общеобразовательная

    общеразвивающая программа

    естественно-научной направленности  

     «Робототехника»

    Составила: учитель:  Шашина А.Б.

    https://pbs.twimg.com/media/EwSi1uKXAAQrit3.jpg

    г. Фурманов

    2022г.

      

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования), конструктора

    «Базовый набор» LEGO® Education SPIKE™ Prime  в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования.

    Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

    Актуальность Программы:  Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.

    Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.

    Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника, искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.

    Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного 3 ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.

    Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

    В процессе реализации образовательной программы, обучающиеся получают определенный объем знаний, приобретают специальные умения и навыки, происходит воспитание и развитие личности.

    -       личностные результаты:

    ·         проявляет такие коммуникативными качествами как готовность к сотрудничеству и взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;

    ·         проявляет трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой деятельности;

    ·         проявляет целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

    -       метапредметные результаты:

    ·         умеет организовать рабочее место и содержит конструктор в порядке, соблюдает технику безопасности; умеет работать с различными источниками информации;

    ·        умеет самостоятельно определять цель и планировать пути ее достижения;

    ·         проявляет гибкость мышления, способность осмысливать и оценивать выполненную работу, анализировать причины успехов и неудач, обобщать;

    ·         умеет проявлять рационализаторский подход и нестандартное мышление при выполнении работы, аккуратность;

    ·         умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    ·        проявляет настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

    -       предметные результаты:

    ·         знает основную элементную базу (светодиоды, кнопки и переключатели, потенциометры, резисторы, конденсаторы, соленоиды, пьезодинамики)

    ·         знает виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы работы простейших механизмов, видов механических передач;

    ·        умеет использовать простейшие регуляторы для управления роботом;

    ·         владеет основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Education SPIKE Prime;

    ·        понимает принципы устройства робота как кибернетической системы;

    ·         умеет собрать базовые модели роботов и усовершенствовать их для выполнения конкретного задания;

    ·        умеет демонстрировать технические возможности роботов.

      

    Отличительные особенности Программы

    Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.

    Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.

    Учебный план Программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-14 лет. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению.

    Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой.

    В объединение принимаются мальчики и девочки 10-14 лет, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.

    Срок реализации программы 1 год                                   

    На обучение отводится 34 часа - 1 занятие в неделю по 1 часу (40 мин).

    В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают интеллектуальные и командные игры роботов.

    Форма обучения очная.

    Форма проведения занятий планируется как для всей группы (групповая) - для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и мелкогрупповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучения и его индивидуализацию

    Информационное обеспечение:

    ·         -Аудио-, видео, фотоматериалы, интернет источники.

    ·          Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация:  образовательная программа, дидактические материалы).

    Материалы сайта https://education.lego.com/ru-ru/lessons

     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

    1.    Вводное занятие:

    Информатика, кибернетика, робототехника. Инструктаж по ТБ.

    2.    Основы конструирования

    Теория: Простейшие механизмы. Хватательный механизм. Принципы крепления деталей. Рычаг. Виды механической передачи: зубчатая передача: прямая, коническая, червячнаяПередаточное отношение. Ременная передача, блок. Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «крутилка». Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Колесо, ось. Центр тяжести.

    Практика: Решение практических задач. Строительство высокой башни. Измерения.

    3.      Введение в робототехнику

    Теория: Знакомство с контроллером Smart hub. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования Scratch. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Следование по линии. Путешествие по комнате. Поиск выхода из лабиринта.

    ПрактикаРешение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.

    Кегельринг

    4.      Основы управления роботом

    Теория: Релейный и пропорциональный регуляторы. Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, защита от застреваний, траектория с перекрестками, события, пересеченная местность. Обход лабиринта по правилу правой руки. Синхронное управление двигателями.

    Практика: параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Анализ показаний разнородных датчиков. Робот-барабанщик

    5.      Состязания роботов. Игры роботов.

    Теория: Футбол с инфракрасным мячом (основы).

    Практика: Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Проведение состязаний, популяризация новых видов робото-спорта. «Царь горы». Управляемый футбол роботов. Теннис роботов

    Теория: Использование микроконтроллера Smart hub.

    Практика: Подготовка команд для участия в состязаниях (Сумо. Перетягивание каната. Кегельринг. Следование по линии. Слалом. Лабиринт) Регулярные поездки.

    6.      Творческие проекты

    Теория: Одиночные и групповые проекты.

    Практика: Разработка творческих проектов на свободную тему. Роботы помощники человека. Роботы-артисты

    7.      Безопасное поведение на дорогах.

    ТеорияБеседа о ситуации на дорогах, виде транспортных средств.

    Практика: Викторины, настольные игры по безопасному поведению на дорогах («Мы спешим в школу», «Веселый пешеход»).

    ОБЖ. Темы бесед.

    1.    Вредные привычки и их влияние на здоровье.

    2.      Профилактика ДДТП

    3.      Поведение во время пожара.

    4.      О терроризме

    5.      Поведение на водоеме.

    Инструктаж по ТБ.

    Теория: Цикл бесед о правилах поведения на занятии и работы на компьютере.

    Практика: Зачёт по прослушанному материалу.

     Итоговое занятие Обсуждение работы объединения за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.

    Итоговая аттестация: Обсуждение работ за учебный год. Демонстрация изготовленных конструкций.

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Дата

    план

    Дата

    факт

    Форма занятия

    Кол-во часов

    Тема

    Место проведения

    Форма контроля\

    аттестации

    Вводное занятие

    1

    Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора

    1

    Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы.

    Ответы на вопросы во время беседы. Зачет по ТБ

    2

    Беседа, видеоролики, демонстрация проекта

    1

    Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта.

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    3

    Беседа, демонстрация

    СП

    1

    Ознакомление с визуальной средой программирования Scratch. Интерфейс. Основные блоки.

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    Введение в робототехнику. Знакомство с роботами LEGO Education SPIKE Prime

    4

    Беседа, демонстрация модуля EV3

    1

    Обзор модуля Smart hub. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты.

    Практическая работа

    5

    Беседа, демонстрация сервомоторов EV3

    1

    Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы.

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    6

    Беседа, Демонстрация конструктора

    1

    Сборка модели робота по инструкции.

    Практическая работа

    7

    Беседа, Демонстрация датчика

    1

    Обзор датчика касания.

    Устройство, режимы работы.

    Практическая работа

    Основы управления роботом

    8

    Беседа,

    Демонстрация датчика

    1

    Обзор гироскопического датчика. Устройство, режимы работы.

    Практическая работа

    9

    Беседа, Демонстрация датчика

    1

    Обзор датчика света.

    Устройство, режимы работы

    Практическая работа

    10

    Беседа,

    Демонстрация датчика

    1

    Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы.

    Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов"

    Проверочная работа

    11

    Беседа, демонстрация

    робота

    1

    Движения по прямой траектории.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    12

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Точные повороты.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаем ые действия

    Состязания роботов. Игры роботов.

    13

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    14

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Игра "Весёлые старты". Зачет времени и количества ошибок

    Соревнование роботов

    15

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    16

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Решение задач на движение с использованием датчика касания.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    17

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Решение задач на движение с использованием датчика света. Изучение влияния цвета на освещенность

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    18

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Решение задач на движение с использованием гироскопического датчика.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    19

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Решение задач на движение с использованием ультразвукового датчика расстояния.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    20

    Беседа, демонстрация робота

    1

    Программирование с помощью интерфейса модуля. Контрольный проект на тему: "Разработка сценария движения с использованием нескольких датчиков".

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    21

    Беседа, демонстрация

    1

    Битва роботов

    Соревнования роботов

    22

    Беседа, демонстрация СП, робота

    1

    Многозадачность.

    Понятие параллельного программирования.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    23

    Беседа, демонстрация СП, робота

    1

    Оператор цикла.

    Условия выхода их цикла. Прерывание цикла.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    Творческие проекты

    24

    Беседа, демонстрация СП, робота

    1

    Оператор выбора (переключатель). Условия выбора.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    25

    Беседа, демонстрация СП, робота

    1

    Многопозиционный переключатель. Условия выбора.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    26

    Беседа, демонстрация СП, робота

    1

    Многопозиционный переключатель. Условия выбора.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    27

    Беседа, демонстрация СП, робота

    1

    Многопозиционный переключатель. Условия выбора.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    28

    Беседа, демонстрация СП, робота

    1

    Динамическое управление

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    29

    Беседа

    1

    Битва роботов

    Соревнование роботов

    30

    Беседа, видеоролики

    1

    Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    31

    Беседа, видеоролики

    1

    Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    Безопасное поведение на дорогах ОБЖ. Инструктаж по ТБ. Творческие задания

    32

    Беседа, видеоролики

    1

    Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    33

    Беседа, видеоролики

    1

    Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.

    Практическая работа, собранная модель, выполняющая предполагаемые действия

    34

    Конференция

    1

    Защита проекта «Мой собственный уникальный робот»

    Выступление с защитой собственного проекта

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике